Методическая служба

О методической службе в МБДОУ «Д/с № 56»
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОО – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Целями методической службы  являются:

реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса; создание совокупности условий для эффективного развития ДОО; обеспечение качества образовательных услуг в ДОО, адекватному его статусу.

Задачи методической службы:

  • обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
  • организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах;
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.

Функции методической службы:

Играя важную роль в управлении ДОО, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

  1. анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  2. вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  3. оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  4. установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  5. анализ актуальных и перспективных потребностей  обучающихся и их родителей в образовательных услугах;
  6. анализ потребностей в развитии ДОО, осуществлении инноваций;
  7. поиск идей развития ДОО, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  8. изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

  1. прогнозирование целей и задач деятельности ДОО
  2. формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  3. проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  4. проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

Планирующая функция. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  1. определение уровня, на котором находится состояние работы ДОО;
  2. четкое представление об ожидаемом уровне;
  3. выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОО в новое качественное состояние.

Структура методической службы:

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи.

Рабочая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Временные исследовательские, проектные или творческие микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОО и психолого-медико-педагогический консилиум.

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

  1. Стратегический
  2. Тактический
  3. Информационно-аналитический

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.

Деятельность педагогических кадров  направлена:

  1. на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  2. развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  3. воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа с педагогическим коллективом

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют: максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания и опыт; создать благоприятный психологический климат в коллективе; обеспечить оптимальные условия для обмена опытом; опробовать педагога в новой ­роли.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс образования и самообразования педагога.

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

эффективность для ребенка:

  1. положительная динамика качества обучения и воспитания
  2. отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников
  3. дифференцированный подход к каждому ребенку

эффективность для родителя:

  1. положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей
  2. готовность и желание родителей участвовать в образовательном процессе
  3. высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей

эффективность для педагога:

  1. положительный психологический климат в коллективе
  2. заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях
  3. удовлетворенность педагогов собственной деятельностью
  4. качественно организованная система повышения квалификации
  5. высокий уровень профессиональной деятельности

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие профессиональные знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.


Модель методической службы МБДОУ «Д/с № 56»

Положение о методическом совете

Аналитическая записка по итогам выявления профессиональных дефицитов и ресурсов воспитателей

Аналитическая справка анализ методической работы

Аналитическая справка о состоянии системы обеспечения профессионального развития педагогических работников